Деловые мужчины, даже одетые с иголочки, на вид все кажутся одинаковыми — официальный костюм не предполагает разнообразия. Между тем за оболочкой может скрываться множество смыслов. Разгадать их обозреватель «Известий» Лидия Шамина попробовала вместе с генеральным директором итальянской компании Brioni Умберто Анджелони.
известия: Многие считают, что мужской костюм — это всего лишь пиджак и брюки. Каким смыслом вы наполняете эту жесткую конструкцию?
Умберто Анджелони: Мужской костюм — это прежде всего проявление силы, мощи, не в буквальном смысле, но силы интеллекта. Костюм должен быть безупречен и надежен — в известном смысле для мужчины это броня. Отправляясь на ответственные переговоры, важную встречу, мужчина выбирает лучший из своих костюмов. Подсознательно он хочет выглядеть победителем уже с порога. Дорогой, элегантный костюм, который сидит на нем безупречно, придает ему уверенности, а его аргументам — убедительности.
известия: Какие ошибки подстерегают мужчин на пути к элегантности?
Анджелони: Нельзя, чтобы костюм был сильнее личности. И еще: не нужно быть одетым больше, чем для какой-то конкретной ситуации. Возможно, это общие принципы, но они задают правильное направление.
известия: Вы можете сформулировать конкретные принципы элегантности?
Анджелони: Первое — в костюме не должно быть детали, которая убивала бы все остальное. Розовый галстук Тони Блэра — это катастрофа.
Принцип второй — особое внимание к деталям. Все они должны быть одного, очень высокого уровня. Многие мужчины напрасно забывают об обуви. Взгляд должно радовать все — от макушки до пят, никакого снижения качества.
Третий принцип — шить костюмы и обувь на заказ, это выгодно отличает мужчину, выделяет его из толпы, помогает выявить индивидуальность.
известия: Часто мужчины пренебрегают деталями. Например, я редко вижу прямо повязанный галстук. Вот и у вас он кривоват — это продуманная небрежность?
Анджелони: Ох, правда. Нет, это небрежность случайная, просто у меня был очень тяжелый день. Как бы то ни было, элегантный мужчина должен всегда за собой следить.
известия: В миланских витринах, в рекламных роликах я вижу галстук немного приподнятым под самым узлом. Это новый модный акцент?
Анджелони: Нет, пусть мужчины не беспокоятся, это всего лишь рекламный трюк, чтобы обратить внимание на деталь.
известия: Детали — коварная вещь, можно безнадежно перегрузить ими облик. Есть ли принцип ограничения?
Анджелони: У каждого своя граница, которую определяют ситуация, социальное положение, стиль личности. Если человек не умеет уловить эти тонкости… Именно так возникают образчики дурного вкуса.
известия: Многие мужчины слишком поглощены работой и не умеют получать удовольствие от жизни. Можно научиться artе di vivere — искусству жить?
Анджелони: Очень сложно. Это должно быть заложено на уровне ДНК. Но можно тренировать себя, в каждом моменте жизни находить удовольствие и не разделять жизнь на отдельные моменты — работы и отдыха. Сегодня у меня тяжелый день, но я нахожу удовольствие в том, чтобы узнавать что-то новое от каждого собеседника. Я не думаю о том, что вот, я мог бы сейчас лежать на берегу моря, а вместо этого… Я нахожу удовольствие в том, чтобы стимулировать свой интеллект, точно формулируя ответы. Я научился этому сознательно: в среднем я даю 100 интервью в год и всегда стараюсь находить в разговорах такие ниши, которые не видит никто, и извлекать из них что-то новое для себя.
известия: Многие деловые мужчины терпеть не могут аэропорты и самолеты, считая это тратой времени, досадной паузой в работе. Как научиться извлекать пользу из этого времени?
Анджелони: Около трех лет своей жизни я провел в аэропортах и перелетах и научился находить в этом приятные моменты. Я представил мир аэропорта и самолета как свой, особый виртуальный мир, я назвал его fluks. Я открыл, что свободен в своих решениях. Если мне это доставляет удовольствие, я могу наблюдать за людьми и открывать новые стороны человеческого характера, а могу не обращать ни на кого внимания и читать, думать, вспоминать стихи — жить своей внутренней жизнью, не обращая внимания на окружающих.
известия: Продолжая разговор об удовольствиях, расскажите, что для вас искусство одеваться?
Анджелони: Истинный джентльмен одевается как можно более изысканно, элегантно — и всегда делает это с удовольствием. Английский поэт Джон Гей еще три века назад писал, что когда он работает, всегда одновременно следит за элегантностью костюма и делает это для своего удовольствия.
Мужчина так же тщеславен, как и женщина, и он еще более требователен к качеству, которое воздействует на чувства. Например, неслучайно все шеф-повара — мужчины. Это тщеславные, невероятно требовательные чревоугодники.
Так же и в искусстве одеваться особое удовольствие: пойти к портному, со вкусом выбрать ткань, провести примерку, придираясь к нюансам, подобрать галстук, рубашку — и увидеть полную картину. Поскольку элементы мужского костюма ограничены, то и выбор сложнее. Создать что-то новое из обычных вещей — рубашки в полоску, галстука в горох, ткани костюма — особое мужское удовольствие, особый словарь элегантности. Чем больше в нем понятий, тем изысканнее облик.
известия: Велик ли ваш словарь? Я имею в виду содержание вашего гардероба.
Анджелони: Огромен. Даже не выходя за рамки классики, можно найти живописное разнообразие. Возьмите смокинг — вроде бы самая простая вещь: черный костюм, белая рубашка. Но — джентльмену нужно иметь смокинг летний и зимний. Это уже шелк и все возможные сочетания. Кроме черного, нужно иметь смокинг темно-синий, ибо это суперклассика. Нужен также смокинг белый, необходимо иметь смокинги однобортные и двубортные, из разных тканей. Так что только смокингов требуется не меньше дюжины.
известия: Может ли стилист создать стиль клиента или это работа самого клиента?
Анджелони: Обоих. Стилист может задать направление, но выбор деталей — внутренняя работа личности. Это необходимость эксперимента, умение учиться у других, быть любопытным, пробовать без конца в поисках совершенства. Чтобы это занятие не наскучило, важно научиться находить в этом удовольствие, преодолевая разочарования от ошибок. Чем больше это удовольствие — тем изысканнее человек. Джакомо Леопарди говорил: удовольствие — дитя усталости.
известия: Один из ваших клиентов — Джеймс Бонд-Пирс Броснан никогда не выглядел усталым, но всегда — образцом элегантности. Это было сделано сознательно?
Анджелони: Настолько, что мы даже написали об этом книгу. Скоро она будет переиздана, и я обязательно пришлю вам.
известия: Новый Бонд тоже будет в костюмах от Brioni?
Анджелони: Фильм будет поставлен по первой книге Яна Флемминга Casino Royal, в которой Бонд только готовится стать супершпионом. Там есть эпизод в 20 минут, когда Бонд в особом смокинге от Brioni играет в покер. Мы уже придумали модель.
Знаток пуговиц и поэтов
Умберто Анджелони закончил экономический факультет Римского университета, затем получил звание магистра бизнеса и администрирования в университете Торонто, Канада. Прежде чем стать генеральным директором компании Brioni в 1990 году, синьор Умберто Анджелони, поэт, исследователь литературы, издал несколько книг о культуре и искусстве итальянского arte di vivre во всех проявлениях. Одна из первых, «The Boutonniere: Style in One’s Lapel» (1999), рассказывает об истории и назначении пуговиц, их стилевом значении в одежде. Вторая, «Single Malt Whisky» (2001) с подзаголовком «An Italian Passion», написана во славу виски: читатель найдет в книге искусно изложенную историю напитка, подробный рассказ о виски-барах в Европе и Америке, знаменитых коллекционерах виски, а также о редких марках (2005 год — премьера книги в Москве). Последняя книга синьора Анджелони, «Sedusing the Senses» (2003) с подзаголовком «SPA Visions of a Bon Vivant» — о чувственных удовольствиях мировых spa-курортов. Знаток и ценитель европейской поэзии синьор Анджелони издал лимитированный сборник «Любимые поэты», в который включил произведения десятка избранных поэтов — он дарит его исключительно близким друзьям.